Время работы
08.30-17.30 Понедельник-Четверг
08.30-16.00 Пятница
13.00-13.42 Обеденный перерыв
Телефон горячей линии
Электронная почта
Мечислав Гой руководил Гродно почти 9 лет, а после ухода с поста мэра стал директором Гродненского ЦСМС. Что это за организация и какую новую идею Мечислав Гой продвигает на новом месте, он рассказал АвтоГродно в эксклюзивном интервью. Отметим, что наша беседа длилась более трех часов и мы выбрали самое важное.

Справочно: республиканское унитарное предприятие «Гродненский центр стандартизации, метрологии и сертификации» выполняет работы по государственной поверке средств измерений, метрологической аттестации оборудования, испытаниям пищевой и сельскохозяйственной продукции на качество и безопасность, проверке качества строительных работ, сертификации систем управления, проводит оценку соответствия отечественной и импортируемой продукции, обеспечивает предприятия техническими нормативными правовыми актами (ТНПА) и так далее. Перечень оказываемых услуг весьма обширен, его можно посмотреть у нас на сайте.
«Наши недостатки – это наши резервы»
– Вашим местом работы с июня 2023 стал Гродненский ЦСМС. Насколько это крупная организация и какой у вас сейчас фронт задач?
– Гродненский ЦСМС достаточно высокотехнологичное предприятие, где работает 130 человек. Предприятие обеспечивает работникам комфортные условия труда, достойную заработную плату, но и требования к специалистам очень высоки: все работники высококвалифицированные, имеют высшее образование, постоянно повышают свой профессиональный уровень. Моя главная задача – сделать так, чтобы предприятие работало еще более эффективно.
– На рынке оказываемых нашим предприятием услуг работает большое количество конкурентов. Чтобы конкурировать с ними, необходимо уменьшить себестоимость, время выполнения работ, но то же время сохранить качество оказываемых услуг на должном уровне. Есть такое выражение: «Наши недостатки – наши резервы». И мы стали смотреть, что у нас в центре за год расходуется почти 100 тонн ГСМ (далее – горюче-смазочные материалы) на выполнение работ, связанных с логистикой, выездами к заказчикам. А это серьезные деньги. Их нужно сэкономить и инвестировать в предприятие, в людей.
– Проведя анализ расхода горюче-смазочных материалов, пришли к выводу, что применение на некоторых направлениях работ электротранспорта вместо обычных автомобилей позволит сэкономить расходы на ГСМ и запасные части в 6-7 раз. Поэтому мы стали смотреть в сторону электромобилей. Что позволит сэкономить.
Одна из услуг Гродненского ЦСМС – поверка и ремонт счетчиков учета тепла. Первым делом в организации решили заменить бензиновый автомобиль по доставке счетчиков учета тепла на электромобиле.
По нашему предложению был переоборудован электромобиль FAW Bestune NAT. У электромобиля убрали задний ряд сидений, поставили перегородку между водителем и задней частью, а сам салон изнутри обшили войлоком.


Так получился первый грузопассажирский FAW Bestune NAT в Беларуси, который теперь работает в Гродненском ЦСМС. При этом автомобиль имеет сертификат соответствия на переоборудование и все разрешения на эксплуатацию. Весь процесс по переоснащению FAW Bestune NAT в спецавтомобиль занял 3 недели.
– Где ваши специалисты заряжают электромобиль и как часто приходится его заряжать?
– Электромобиль заряжается на площадке предприятия через зарядную станцию, для которой мы организовали отдельный учет потребления электроэнергии. Кстати, перешли на дифференцированный тариф, по которому 1 киловатт в ночное время обходится в 0,15 рубля.
– Автомобиль уже активно эксплуатируется нашими сотрудниками, и мы на практике увидели, что средний расход на 100 километров составляет 17 киловатт при емкости батареи 55 квт/ч. То есть теперь 100 километров пути обходится организации в 2,7 рубля, на одном заряде проезжаем более 300 километров.
«В электромобиле не хватает двух тысяч запчастей»
– С другой стороны, как шутят мои коллеги, в электромобиле не хватает двух тысяч запчастей, по сравнению с автомобилями на ДВС (двигатель внутреннего сгорания). Масло в двигателе менять не нужно, как у бензиновых каждые 10 тысяч километров. Под замену здесь только фильтр салона, и иногда колодки, для которых первая замена примерно через 100 000 километров, в то время как у бензиновых авто каждые 15-20 тысяч километров. А это значит, что идет еще и экономия на техническом обслуживании. В то же самое время не нужно платить транспортный налог.

«Электромобилей не нужно бояться, мы это уже проходили с гродненскими троллейбусами»
– У вас нет опасений о том, что в будущем у электромобиля придется менять батарею – не самый дешевый элемент?
– Я понимаю эти опасения, но мы это уже проходили. Давайте расскажу на примере наших гродненских троллейбусов. Впервые темой электротранспорта мне пришлось заниматься будучи в предыдущей должности в связи с необходимостью обеспечения общественным транспортом новых микрорайонов. Тогда мы совместно с директором Гродненского троллейбусного управления и при технической поддержке профессора Сергея Иванова из Московского научно- исследовательского института первыми в Республике Беларусь направили техническое задание на изготовление троллейбусов с автономным ходом. В итоге для города изготовили 5 первых троллейбусов автономного хода, которые до сих пор работают и их пробег составляет порядка 650-750 тысяч километров без замены аккумуляторной батареи. Диагностика батареи показала, что ее можно эксплуатировать еще столько же. Это ответ на вопрос о замене батареи. Сегодня в Гродно работает 25 троллейбусов на автономном ходу и 2 электробуса. Их эффективность очевидна, теперь нужно внедрять электротранспорт и на другом уровне.
А по поводу утилизации батарей, их переработки или дальнейшего использования, я думаю, что в самом ближайшем будущем этот вопрос будет решен – наука не стоит на месте.

– Каким предприятиям Гродно и Беларуси нужны электромобили?
– На мой взгляд, использование электромобилей экономически целесообразно на предприятиях и в учреждениях бюджетной сферы, а также в торговле, сфере услуг, ЖКХ. Знаю, что на сегодняшний день внедряется пилотный проект перехода общественного транспорта в Жодино и Шклове на электромобили, а на ОАО «Белкоммунмаш» проходит испытания грузовой электромобиль грузоподъемностью 10 тонн.

– Уверен, что как только появится белорусский электромобиль, процесс перехода на электротранспорт в тех областях, которые я перечислил, усилится многократно.
– А когда он появится?
– Это вопрос обозримого времени. И что касается качества, то смотрите: ранее к автомобилям Белджи был определенный скепсис, но сейчас они доказали, что могут быть успешными и надежными. Такой же успех ждет и белорусский электромобиль.
И кстати, именно белорусский электромобиль будет катализатором многих прогрессивных направлений. Вот например, местные виды топлива – это дрова, пеллеты, щепа. Считаю, что этот подход нужно пересмотреть и к местным видам топлива надо отнести и электроэнергию, вырабатываемую на белорусской атомной электростанции. Применение современных технологий потребления электроэнергии, в том числе на технологические нужды при производстве промышленной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции, на отопление жилищного фонда или зарядку электромобилей принесет большой экономический эффект.
– Какие электромобили в ближайшем будущем появятся в Гродненском ЦСМС?
– Сейчас в нашем автопарке 30 автомобилей: от легковых до грузовиков грузоподъемностью от 0,6 до 25 тонн. В первую очередь планируется замена автомобилей с большим расходом топлива, а это в основном грузопассажирский транспорт. Уже начали поиски подходящих электромобилей.

– Но мы продолжим и расширение автопарка за счет модернизированных FAW Bestune NAT, которые будем использовать для оказания нашей новой услуги по обслуживанию приборов индивидуального учета тепла.
Я говорю о счетчиках индивидуального учета тепла, установленных с 2010 года во всех многоквартирных домах не только города Гродно, но и во всех регионах Беларуси. Все мы знаем, что самая тяжеловесная строчка платежей приходится на оплату отопления в холодный период года. Но в этом вопросе у нас есть выбор: мы предлагаем возможность оптимизировать затраты за полученное тепло, собственнолично корректируя температуру воздуха в квартирах.
Закончившийся отопительный период в Гродно принес неожиданные результаты. Те, кто откликнулся на наш призыв перейти на индивидуальный учет тепла в квартирах, помимо снижения своих расходов, получили бонус, который изначально даже не рассматривался. Применив индивидуальный учет тепла собственники квартир смогли сэкономить около 30% тепла, а соответственно и 30 % средств, при этом проживая в комфортных условиях.
P.S. По вопросам внедрения и правильной эксплуатации, а также диспетчеризации индивидуальных счетчиков тепла в своей квартире, обращайтесь к специалистам Гродненского ЦСМС по телефонам: 8 (0152) 64 31 46 или 8 (033) 609 86 03.
По материалам портала autogrodno.by.