Для начала напомню, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республики Беларусь» к продукции общественного питания относятся кулинарная продукция, хлебобулочные, кондитерские изделия и напитки, производимые при осуществлении общественного питания объектами общественного питания, внесенными в Торговый Реестр Республики Беларусь. К объектам общественного питания относятся рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные, кафетерии, заготовочные объекты (цехи) и иные типы. Классификация объектов общественного питания утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2010 г. № 26. Общественное питание может также осуществляться по заказам вне объектов общественного питания (кейтеринговые услуги).
Согласно пункту 3 статьи 21 технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции предприятий общественного питания, предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Таким образом, продукция общественного питания, предназначенная для реализации при оказании услуг, не подлежит декларированию соответствия.
Разъяснения, что относится к услугам общественного питания, содержатся в письме Министерства торговли Республики Беларусь от 17.06.2014 № 02-14/155к: «услуги общественного питания по производству продукции, ее реализации, организации потребления и др. могут оказываться только субъектом общественного питания – юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим общественное питание на территории Республики Беларусь. В настоящее время субъекты хозяйствования могут являться одновременно субъектами торговли и субъектами общественного питания.
Таким образом, пищевой продукцией предприятий общественного питания, предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессами реализации указанной пищевой продукции является продукция общественного питания, изготовленная в объектах общественного питания и торговли, принадлежащих на законном основании субъекту общественного питания и торговли, осуществляющему ее производство». Иными словами, к продукции общественного питания, реализуемой при оказании услуг, относится продукция, реализуемая тем же предприятием, которое осуществляет ее производство (через свои торговые объекты и объекты общественного питания), а также поставляемая по кейтеринговым услугам (услуга «на выезде»).
Подтверждение соответствия продукция общественного питания, предназначенной для реализации без оказания услуг, осуществляется в форме декларирования, либо государственной регистрации, либо ветеринарно-санитарной экспертизы.
В соответствии с п. 106 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44 «О типовых схемах оценки соответствия» в случае если на одну и ту же продукцию распространяется действие 2 и более технических регламентов и техническими регламентами установлена одна и та же форма подтверждения соответствия такой продукции (декларирование соответствия), в отношении такой продукции оформляется 1 декларация о соответствии, в которой указываются технические регламенты, требованиям которых соответствует такая продукция. Для того, чтобы определить технические регламенты, указываемые в декларации о соответствии, следует провести идентификацию продукции общественного питания по отношению к действующим регламентам. В данном случае понадобятся наименование продукции и состав, а также область распространения технического регламента. На всю пищевую продукцию общественного питания, реализуемую при оказании услуг, распространяются так называемые «горизонтальные» технические регламенты Таможенного союза: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». На всю продукцию, содержащую в своем составе пищевые добавки, ароматизаторы и остаточные количества технологических вспомогательных средств, распространяется действие ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Мясная и рыбная продукция общественного питания подпадает соответственно под действие ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» и ТР ТС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции». А вот регламент ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» вовсе не распространяется на продукцию общественного питания, независимо от того, как осуществляется реализация – с оказанием или без оказания услуг.